Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта
“Родительский университет”»
Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.
Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.
Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа).
Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи проекта:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.
Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.
В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
Работа организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.
Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:
психологические и физиологические особенности развития;
адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;
формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;
особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;
развитие культуры общения и поведения и др.
При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:
- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;
- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.
С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет», информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями по каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ).
С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.
В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год
Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.
Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.
Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.
С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.
Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующие результаты:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.
Основные направления повышения эффективности реализации проекта:
организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;
обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;
обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;
активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;
привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;
обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).
Осторожно: суицид!
Коротченко Н.В.,
учитель русского языка и литературы ГУО «Дерновичская детский сад-базовая школа Верхнедвинского района»
Целевая аудитория: родители обучающихся 8 класса.
Время проведения: 3-я четверть.
Форма проведения: семинар-практикум
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей по теме «Профилактика суицидального поведения», пополнение арсенала знаний по вопросам воспитания ребёнка.
Задачи:
Расширить информационное поле родителей о суицидальном поведении несовершеннолетних.
- Познакомить родителей с современной информацией о профилактике суицидального поведения.
- Познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.
- Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
- Формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;
Основная часть
Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! Сегодня проводится тематическое мероприятие, посвящённое безопасности жизни детей, предстоит обсудить проблему суицидов в подростковый период.
Статистика показывает, что именно подросткам свойственны различные типы суицидального поведения. Я познакомлю вас с информацией по данной проблеме.
Игра «Подарки».
Необходимые материалы: комнатный цветок, шоколад, пачка салфеток, семечки ,ручки, листы бумаги, три шкатулки, роза.
У меня есть четыре небольших подарка (выкладывает шоколад, пачку салфеток, семечки и розу).Попрошу Вас взять ручки, листы бумаги и присесть. Напишите на листках своё имя и тот подарок, который вы бы хотели получить. Сложите листочки и передайте их мне.
После того как участники написали записки, ведущий вручает невпопад каждому из них подарок за участие в игре. Обсуждение:
- Скажите, кто получил тот подарок, который хотел?
- Что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок совпали?
- Что вы чувствовали, когда ваше желание и подарок не совпали?
В моей жизни были такие ситуации, когда мне на праздник дарили не то, что мне хотелось бы получить. Эту шкатулку (показываю первую) мне подарили ещё в детстве на день рождения, эту (показываю вторую) мне подарили, когда я уже работала в школе на день учителя, а эту (показываю третью) мне привезли с моря. А мне так хотелось, чтобы мне подарили цветы. Я очень их люблю.
Неоправданные ожидания наталкивают на мысль, что вас не понимают, не учитывают или не знают наших интересов. И если такая ситуация повторяется несколько раз — это лишь подтверждает мнение, что вас не любят, вами не дорожат. Почему? Потому, что не понимают, что вам нужно, что вас порадует.
Наша любовь к детям – это безусловный подарок, который мы дарим каждый день.
Мы дарим детям любовь, и формы любви, как и подарки, бывают разные. Существуют несколько языков любви. Известный консультант в сфере супружеских отношений Гэри Чепмэн выделяет пять основных языков любви: слова-поощрения, прикосновения, время, помощь, подарки
Информирование: как определить язык любви ребёнка.
Необходимые материалы: распечатка Приложения №1 «Дети и языки любви». Ведущий рассказывает, как можно определить язык любви ребёнка, используется информация Приложений №1, 2.
Обсуждение: что произойдёт с вашим ребёнком, если он не найдёт подтверждения, что вы его любите? Мнения родителей записываются кратко на доске. Делаем вывод.
Мне очень понравилась одна метафора: «Каждый ребёнок—это сосуд, который нужно наполнить любовью». Ребёнок жаждет любви. И, когда он её чувствует, он развивается нормально. А как чувствует себя ребёнок, когда сосуд пуст? Чаще всего дети совершают проступки ,когда «сосуд любви» пуст. Случаются трагедии, когда подростки ищут любовь не там, где они могли бы её найти.
Язык любви ребёнка
- «Я не уверен, что мои родители любят меня. Они никогда не делали мне сюрпризов, как родители Паши, они покупают то, что мне не надо, не знают, что бы я хотел даже на мой день рождения»
- «Вы никогда не помогаете мне делать домашнюю работу, вот почему у меня плохие отметки»
- «Вчера мама сказала, что я безответственный и что, если я не изменюсь, я никогда не поступлю в колледж. Она говорит, что я неповоротливый и невежливый»
- «Когда я пытаюсь поговорить с тобой, ты никогда не уделяешь мне внимания. Ты то шьёшь, то читаешь книгу, то работаешь, то смотришь телевизор. Ты всегда чем-то занята. У меня такое чувство, словно я тебе мешаю. Когда пытаюсь поговорить с тобой, мне хочется, чтобы иногда ты просто посидела со мной и поговорила, ничего больше не делая в это время»
- Двенадцатилетний Паша спрашивает: «Папа, когда мы пойдём в поход?»
- Мария, 15 лет: «Мой папа больше не обнимает меня, как раньше. Но мне не хватает его объятий. Они заставляют меня чувствовать себя особенной».
Обсуждение ответов к ситуациям.
Мини-лекция «А какой он подросток?»(техника: погружение)
Подростковый возраст очень сложен и опасен.«. .. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей. Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Чтобы успешно пережить все злоключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать и любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх.
Можно считать, что подростковый период завершится успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки. Конец подросткового возраста— это начало взрослой жизни.
Так что же такое суицид? И почему же это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте?
Суицид — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!”И крик — это нам, взрослым.
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 35% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь само убийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дeла. В 80 зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
Выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.
Демонстративный. Демонстративное суицидальное поведение — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома — родным, в компании сверстников — кому — то из них, в общественном месте.
Аффективный. Аффективное суицидальное поведение — тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный. Истинное суицидальное поведение — намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.
По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить несколько основных причин суицида:
- Неблагополучные семьи.
Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего.
- Школьные проблемы
Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.
- Стресс
Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Дискуссия по теме: ‹Предпосылки и причины возникновения суицидальных попыток?»
Почему это происходит с нашими детьми? Что влияет на детскую несформированную психику, душу подростка? (Обсуждение).
Влияние на формирующуюся, неустойчивую психику подростка:
- Множественных стрессогенных ситуаций;
- Психологических (характер, темперамент и т.д.), социальных (наличие в семье или роду данного негативного опыта и т.д.) факторов;
- Длительное депрессивное состояние психики;
- Как следствие суицид.
Дискуссия «Выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними суицидальных попыток»
(Выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).
-
- Непонимание родителей.
- Любовь.
- Учеба.
- Мода и подражание.
- Одиночество.
- Психические заболевания и расстройства личности.
- Другие причины.
Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания, которые, накапливаясь, подводят подростка к негативным поступкам.
Мозговой штурм. «Суицид»
Изучение уровня информированности родителей о суициде как негативном явлении общества.
Суицид — сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.
Как суицидальные наклонности могут проявляться в поведении подростков?(Выслушиваются ответы родителей с комментариями)
Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:
- Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
- Предпочтения траурной или скорбной музыки.
- Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
- Фантазии на тему своей смерти.
- Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т.п.).
- Приобретение средств для совершения суицида.
- Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
- Написание прощальных писем.
- Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
- Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
- Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
- Проявление признаков депрессии.
Особенности психоэмоционального состояния:
- Пониженное настроение, глубокая печаль.
- Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.
- Потеря аппетита, переедание.
- Повышенная сонливость; бессонница.
- Снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание.
- Снижение внимания.
- Нерешительность.
- Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес.
- Социальная самоизоляция
- Негативный фон отношения к себе:чувства вины, стыда, растерянности.
- Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.
К словесным признакам относятся:
- Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
- Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
- Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
- Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
- Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутить на тему самоубийства.
Попытка самоубийства— это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в своих проблемах. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими.Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих.
Как оказывать помощь детям?
Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь...»
Цель: выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком. Обучение техники активного слушания.
Инструкция: родители делятся на две группы, каждой гpyппe раздаются листы формата A4, и просят разработать памятку «Тактика поведения родителей в разговоре с подростком».
Информирование родителей: учитель знакомит с тем, какое может быть слушание — пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание — минимизация ответных реакций («Да,да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия .Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.
Учитель рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах (пересказ, уточнение, отражение чувствии т.д.) и о последствиях. Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.
Правила активного слушания:
- Слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция);
- проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
- не давай советов;
- не давай оценок.
Рефлексия.
-
- Какие были трудности при выполнении задания?
- Кто из Вас хотел бы внести дополнения в свои памятки?
Упражнение «Скорая помощь ребенку»
Научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком. Обучение технике«Я-сообщение».
Инструкция: родителям предлагается, применяя полученные знания, составить высказывание для поддержания диалога с подростком.
Рефлексия.
- Какие сложности у Вас возникли при составлении высказываний?
- Почему?
Упражнение «Пожелание».
Цель: оказание участникам психоэмоциональной поддержки. Инструкция: участников просят обменяться мнениями и пожеланиями.
Спасибо! Заполнение анкеты обратной связи.
Рефлексия: методика «Неоконченные предложения». Необходимые материалы: ручки, бумага.
Закончите предложения:
«В начале мероприятия я чувствовал(а).... »,
«Сейчас я чувствую...... »,
«Я уверен(а), что....»,
«Я понимаю, что. »
«Теперь я знаю. »
«Информация, полученная в ходе мероприятия, мне. »
«Думаю, что. »
Спасибо за участие. До встречи! Раздача памяток для родителей.
риложение № 1
Дети и язык и любви
Язык любви 1. «Слова-поощрения»
Марк Твен как-то сказал: «Добрым словом я могу питаться два месяца». Если понимать это буквально, то, чтобы наполнить его сосуд любви, хватило бы шести слов в год. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь — во власти языка».Похвала и благодарность всегда помогут вам выразить любовь. И лучше облечь их в простые искренние слова.
Например, «Как тебе идёт этот наряд». «Ты — моё солнышко».«Я вчера сидел за письменным столом и думал: «Как я скучаю по своей дочурке!» «Какой молодец, помыл посуду!», «Спасибо, что вынес мусор».
Не пользуйтесь похвалой, чтобы добиться своего. Это не любовь. Хвалите детей, чтобы доставить им радость. И всё-таки таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.
Другой диалект этого языка — ободряющие слова. «Ободрять» значит «придавать бодрость, мужество». Бывает, в той или иной области мы чувствуем себя неуверенно. Нам не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы мы хотели и к чему у нас есть способности. Возможно, ваш ребёнок ждёт, чтобы вы поддержали и ободрили его.
Добрые слова. Любовь добра. И, если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова. Просьбы. Любовь просит, а не требует.
Язык любви 2. «Время»
Проводить с ребёнком время — значит отдавать ему всё ваше внимание. Если он ещё мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребёнком постарше — играть в куклы, машинки, строить замки в песочнице. Возможно,вы думаете: не пристало серьёзному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребёнок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол — он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино — сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребёнку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.
Язык времени, как и предыдущих, объединяет множество диалектов. Один из самых распространённых— беседа. Этим словом обозначают доверительный дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями.
Язык времени включает ещё один диалект — совместные занятия. Вместе мы можем делать всё, что интересно хотя бы одному из нас. Неважно, что вы делаете, важно—для чего вы это делаете. Цель — быть вместе.
Язык любви3.«Подарки»
На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребёнку всё, о чём сам мечтал в детстве. Однако если ребёнок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.
Если подарки быстро надоедают ребёнку, если он не бережёт, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо, вряд ли подарки — его родной язык. Напротив, если ребёнок благодарит вас, если показывает подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки — родной язык вашего ребёнка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребёнка самодельные игрушки иногда дороже игрушек, купленных в магазине. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.
Подарок — это не плата за оказанную ребёнком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребёнком. Его вручение должно сопровождаться определённой церемонией. Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребёнком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.
Язык любви 4. «Помощь»
О маленьком ребёнке нужно заботиться всё время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Всё это требует много сил. Ребёнок подрос — появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты как должное. Но некоторые видят в них любовь.
Если ребёнок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вычините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребёнок во всём старается помочь вам, возможно, помощь — его родной язык.
Язык любви 5. «Прикосновения»
Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, — утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь»,они любовь чувствуют. Ребёнку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравиться, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны.
Если подросток то и дело берёт вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу, - значит, прикосновения важны ему.
Приложение № 2
Как обнаружить, какой из языков любви «родной» для вашего ребёнка?
Во-первых, задавайте ему вопросы. Многие родители говорят, что дети в подростковом возрасте неохотно отвечают на вопросы, скорее ворчат, чем беседуют. Но на самом деле единственный реальный способ обнаружить, что думает подросток,—это заставить его сформулировать свои мысли и чувства. Ребёнок выскажет свои мысли скорее, если вы будете задавать ему вопросы.
Во-вторых, внимательно наблюдайте за поведением ребёнка. Смотрите,как он выражает любовь и уважение к другим. Большинство людей имеют тенденцию использовать в общении свой собственный «языклюбви».
Следите, на что ребёнок жалуется, — это ключ к его родному языку.
В-третьих, экспериментируйте со всеми пятью языками и наблюдайте за реакцией ребёнка, подростка. Одну неделю практикуйте больше прикосновений, другую—слова-поощрения и т.д.
Другой эксперимент — позволить ребёнку выбрать между двумя возможностями. Запомните его выбор. Например, отец говорит своему 13 -летнему сыну: «У меня сегодня днём будет два часа свободного времени. Что бы ты хотел: вместе запустить змея или пойти купить батарейки для твоего фотоаппарата?» Запоминая выбор ребёнка, вы скоро составите представление о его «родном языке любви».
Приложение № 3
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ по профилактике суицидального поведения подростков
- Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.
- Необходимо создать благоприятный климат общения вс емье.
- Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним, а не своё собственное будущее.
- Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.
- Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет,если...».
- Прививайте навыки общения ребёнку.
- Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
- Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком – то деле, пусть и незначительном для ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.
- Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребёнка.
- He запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
- He иронизируйте над ребёнком, если в какой—то ситуации он оказался слабым физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
- He раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.
- Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
- Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.
- Превентивная мера суицида — любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят. Это даёт желание жить.
- Помните, что каждый ребёнок — особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.
«ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ - ЗАЛОГ УСПЕXА ШКОЛЬНИКА»
Целевая группа – родители учащихся III класса
Время проведения занятия – 4-я четверть
З.Г.Корбит,
учитель ГУО «Дёрновичская
детский сад – базовая школа
Верхнедвинского района»
Цель:
формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости общения.
Задачи:
расширить знаний законных представителей об общении;
познакомить со стилями общения;
стимулировать полноценное общение родителей и детей.
Основная часть:
Постановка проблемы: У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. И сейчас предлагаю вам поговорить о вашем общении с детьми.
Педагог:
Практическое общение родителей с детьми – одна из сложнейших проблем семейного воспитания. Психологами установлено, что стремление к общению со старшими, и в первую очередь с родителями, присуще всем детям. Они делятся с родителями своими взглядами, суждениями, чувствами, стремятся убедить родителей в своей самостоятельности и взрослости, найти помощь и поддержку, убедиться в том, что родители их любят.
Многие родители умеют налаживать отношения с детьми. В одних случаях – с помощью убеждения, в других – словом и делом, умело поддерживая сына или дочь в трудную минуту, в третьих – удачно выбирая момент для доверительных разговоров о «больших» проблемах в детской жизни.
И всё же часто у родителей, особенно молодых, общение с детьми вызывает затруднение. Многие отцы и матери, дедушки и бабушки утверждают, что никак не могут найти с детьми «общий язык», что сыновья, дочери и внуки для них самые «непонятные люди», что вместо тёплых и задушевных бесед, часто возникают ссоры, конфликты и недоразумения.
Однако не стоит отчаиваться. Научиться правильно строить общения с детьми можно.
Педагог:
Уважаемые родители предлагаем вам поработать над понятием.
Работа над понятием — общение (в группах)
Что же такое общение?
Обсудите это в группах и запишите на своих листах. (Встреча, отдых, досуг, поддержка, доверие, родители, отпуск, совместное дело, развлечения, хобби, обмен информацией).
Вы достаточно широко раскрыли это определение. А вот какое определение понятию даёт психолог Занков:
Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Екатерина 2 продержала в заключении будущего наследника российского престола более 20 лет, и его развитие осталось на уровне 5 летнего ребёнка…. Это и пример, когда девочка росла в волчьей стае и не смогла в дальнейшем иметь нормальное развитие.
Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека.
Вопросы для обсуждения.
Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.
Вопрос родителям:
Какие стили общения вы знаете?
Педагог:
Психологи подразделяют несколько стилей общения.
Авторитарный стиль общения.
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль общения.
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т.е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Демократический стиль общения.
Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Уважаемые родители! Данный тест поможет Вам определить преобладающий стиль воспитания вашего ребенка (детей).
Тест «Ваш стиль общения и воспитания»
При ответе на вопрос Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа.
1. Как вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными? А. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей. Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей. В. Из-за своих эгоизма, лени и упрямства. 2. С каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
А. Если ребенка с детства держать в строгих рамках, то из него выйдет хороший человек. Б. Родители не вправе требовать от ребенка уважения к себе, они должны заслужить его. В. Важно, чтобы родители не мешали жить детям и не навязывали им свое общество.
3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребенка со сверстниками? А. Ребенок обязан общаться только с теми детьми, которые нравятся родителям.
Б. Родителям нужно знать друзей своего ребенка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.
В. Ребенок может общаться с кем захочет, родителей это не касается. 4. Ребенок должен понимать, что его родители… А. Знают все, о чем он думает. Б. Интересуются его мыслями и чувствами. В. Не претендуют на то, чтобы знать его помыслы. 5. Взрослый должен просить прощение у ребенка? А. Никогда. Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно. В. По настроению. 6. Может ли ребенок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время? А. Пока не станет достаточно взрослым – нет. Б. Конечно, может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло».
В. Может. А родители должны помочь материально. 7. Как должны реагировать родители ребенка, услышав от него нецензурные выражения. А. Возмутиться и строго наказать. Б. Договориться, что эти слова он не будет произносить. В. Не делать из мухи слона, первый раз вообще можно мимо ушей. 8. Зачем давать ребенку деньги на карманные расходы? А. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями. Б. Чтобы он мог потратить их по своему усмотрению. В. Чтобы он не воровал деньги у родителей. 9. У ребенка могут быть секреты от родителей? А. Только в том случае, если родители плохо следят за своим ребенком. Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь. В. Конечно, ведь у ребенка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.
10. Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребенка? А. До той поры, пока ребенок не начнет покупать все это на самостоятельно заработанные деньги. Б. До того, как ребенок не научиться высказывать свои пожелания на этот счет.
В. До того времени, пока ребенок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей. 11. Нужно ли родителям демонстрировать ребенку свою любовь? А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.
Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна (например, не целовать мальчика при его друзьях). В. Да. И как можно чаще. 12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребенка? А. Безусловно. Родители должны следить за этим. Б. В жизни ребенка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления. В. Ни к чему мучить ребенка и себя. Обработка результатов. Подсчитайте, каких ответов – «А», «Б» или «В» у вас больше всего, и вы сможете определить черты своего стиля воспитания.
«А» - АВТОРИТАРНЫЙ стиль «Б» - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ стиль «В» - ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль
Вопрос родителям:
-Как построить нормальные отношения с ребенком?
- Как заставить его слушаться?
- Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
Педагог:
Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям в их решении?
Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Эффективному общению родителей с детьми в процессе их воспитания способствуют:
- Проявление доброжелательности и добросердечности ко всем детям в семье. Это пробуждает у последних добрые чувства, поднимает настроение, помогает преодолевать трудности в учении, труде и жизни.
- Учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей. Родители должны учитывать, что девочки по сравнению с мальчиками более коммуникабельны. В семье они тяготеют к общению с матерью, бабушкой, старшей сестрой, психологически больше привязаны к дому.
- Влияние родителей как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу детей. Поведение ребёнка, его отношение к родителям и другим людям изменяются в положительную сторону, если он не только осознаёт свои поступки и действия.
- Согласованность позиций родителей, воспитателей, педагогов в процессе общения с детьми.
- Повседневная забота о сохранении и подкреплении своего морального авторитета, престижа. Для детей младшего школьного возраста авторитет родителей основан на безоговорочной вере детей в справедливость действий родителей, на подражании их действиям, поступкам, поведению.,,
Научитесь разговаривать с ребенком, тогда вы начнете лучше его понимать. Да, времени и сил всегда не хватает – таковы реалии современной жизни. Но вы его тратите в любом случае. Просто сейчас в основном на ссоры. А если вы будете находить больше времени для общения с ребенком (не путать с нотациями), то меньше будете тратить его на конфликты. Здесь зависимость обратно пропорциональна.
Проступок ребенка почти всегда – только симптом, говорящий о том, что что-то не так, призыв о помощи, если хотите. Согласитесь, что если на запрос о помощи реагировать наказанием – вряд ли это поможет изменить ситуацию.
Многим кажется, что ребенка достаточно любить, и тогда все будет хорошо, но нет, одной любви мало! Любовь – чувство, которое необходимо уметь доносить. Идея про то, что если любишь человека, он это обязательно чувствует, отчасти справедлива для двух взрослых людей, но несостоятельна в отношении детей. В действительности, можно говорить о том, что отношения между родителями и детьми развиваются и сохраняются исключительно при умении взрослых доносить свою любовь и уважение.
Еще одна причина, почему родителям сложно воспитывать своих детей гармоничными, продиктована временем, в котором нам довелось жить.
Жизнь в эпоху аномии («аномия» — отсутствие чёткой системы социальных норм. Состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок)
Современное общество предлагает универсальные критерии успешности, которым трудно противостоять как родителям, так и детям. К тому же, в наше время понятие успешности зачастую приравнивается к понятию счастья, что абсолютно некорректно. Успешность – категория социальная, счастье – личная. Основные критерии социальной успешности примерно следующие:
Уважаемый специалист либо руководитель.
Своя квартира
Среднемесячный доход среднего класса либо выше
Самореализация в тех или иных форматах и т.д.
А что же есть счастье, и могут ли у него быть общепринятые критерии?
Большинство людей переживают постоянный стресс от того, что не в силах соответствовать критериям социальной успешности, или, напротив, от того, что соответствуют им, но чувствуют, что это не то, что им на самом деле надо.
Почему это происходит? Почему, испытывая неудовлетворенность от жизни, человек не может изменить свой путь? Просто взять и стать тем, кем он действительно хочет?
Причина часто кроется в тех установках, которые были заложены взрослыми, в том самом ложном представлении о счастье, которое было привито в детстве. Происходит это, как вы понимаете, именно при общении родителей с детьми. Под общением я понимаю не только разговоры, а скорее взаимодействие в целом.
Каждый человек постоянно оценивает себя и делает он это во многом так, как его оценивали родители
Чтобы делать в жизни то, что приносит удовлетворение, необходимо обладать уверенностью, что имеешь на это право, то есть, не бояться осуждения общества, если то, к чему лежит душа, расходится с общепринятыми критериями успеха. Такую уверенность получить можно только в семье.
Естественное желание любого родителя – видеть своего ребенка счастливым человеком.
Счастье и успешность тесно связаны между собой, так как человек – существо социальное. Однако, важно понимать, что успешность – это, в первую очередь, внутреннее переживание себя как успешного человека, а оно формируется в семье, и только во вторую это – внешняя оценка.
Без этого внутреннего ощущения никакие внешние подтверждения не будут убедительными, и многие собственные достижения будут обесцениваться, а тогда и о счастье говорить не придется.
Не вам решать, кем станет ребенок, но вы можете подсказать ему дорогу и помочь определиться. Для этого надо заручиться его доверием. Сделать это можно только если вы сами честны, справедливы и внимательны, в первую очередь – с собой.
Правила общения (практические примеры).
Задание № 1.
Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
1 причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Задание № 2.
У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Учитель: итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3.
Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет « Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
К типичным ошибкам и просчётам, допускаемым родителями в процессе общения с детьми, относятся:
несдержанность и поспешность в суждениях и выводах относительно временного психического состояния и действий детей;
фамильярность, раздражительность, грубость, выражение неприязни в общении со взрослыми и по отношению к детям;
излишняя придирчивость к словам, поступкам и действиям детей;
безразличие, равнодушие в тех ситуациях, когда необходимо поддержать ребёнка, проявить свою жизненную позицию, моральную стойкость.
Основные правила, соблюдение которых повысит эффективность родительского общения:
постоянно подчёркивайте своё уважение к сыну или дочери, их индивидуальности, самоутверждению;
проявляйте внимание и интерес к проблемам всех детей в семье;
проявляйте постоянную готовность выслушать ребёнка, давайте ему возможность спорить, высказываться, отстаивать свои суждения, взгляды, убеждения;
перед тем как указать ребёнку на его ошибки и просчёты в поведении, ободрите его, похвалите за положительные качества его характера;
отдавайте предпочтение ненавязчивым советам, замечаниям, рекомендациям, доверительным беседам и диалогам, избегайте поучений;
не упрекайте ребёнка его отрицательными чертами и качествами характера;
тактично показывайте свои лучшие положительные качества, но при этом не подчёркивайте своего превосходства над ребёнком;
создавайте и поддерживайте семейную атмосферу любви, доброжелательности, заботы, понимания, радости;
избегайте криков и разговоров на повышенных тонах;
учитесь применять выразительные средства и приёмы вербального и невербального общения.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.